Рекреационная география

Внутреннее строение и рельеф Земли

Макрокомплекс промышленности и сельского хозяйства. Базовые комплексы промышленности

Центры алюминиевой промышленности — самой прибыльной наряду с нефтяной и газовой — первоначально возникли близ крупных электростанций независимо от районных балансов электроэнергии (Волхов, Волгоград и др.), но затем стали формироваться в энергоизбыточных районах, главным образом в Сибири (Братск, Шелехов, Красноярск и т. д.). Производственное объединение «Сибирский алюминий» включает и Самарскую металлургическую компанию — ведущую в производстве алюминиевого проката. Наращивание мощностей по выплавке алюминия в энергодефицитной Европейской части, практиковавшееся до недавнего времени, противоречит народнохозяйственным интересам. Остро стоит проблема сырьевой базы (расширяется за счет освоения Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми и др.).

Колоссальные лесные ресурсы, их широкое территориальное распространение, повсеместное и разнообразное применение древесины определяют важное значение в российской экономике отраслей лесного комплекса.

В Европейской России потребляется подавляющая часть всех лесоматериалов, но почти 9/10 запасов древесины приходится на восточные районы. Главные лесозаготовительные базы, дающие 3/5 заготовок деловой древесины, - Европейский Север, Восточная Сибирь и Урал.

Серьезное значение приобретает упорядочение межрайонных связей лесотоварного рынка, поскольку средняя дальность перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом высокая — 11 тыс. км. Их целесообразное направление — с северо-востока на юго-запад, соответственно географии крупных лесозаготовительных и потребляющих центров.

В последние годы межрайонный сбыт сибирского леса сильно затрудняется из-за резкого возрастания транспортных тарифов. Это привело к усилению лесозаготовок в Европейской части, к концентрации больших объемов рыночных продаж деловой древесины в Республике Коми, Вологодской, Кировской областях и др. (на Востоке крупная лесоторговая область - Иркутская).

Базовые межотраслевые комплексы — энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.

Перспективы развития базовых межотраслевых комплексов и совершенствования их региональной структуры прогнозируются в следующих основных направлениях:

топливно-энергетический комплекс - предельная Добыча к 2020 г. - 700-750 млрд м природного и попутного газа, 300 млн т нефти и конденсата, 335—400 млн т угля, выработка 1200 млрд кВт • ч электроэнергии.

Металлургический комплекс — расширение внутреннего рынка металлопродукции; интенсификация и улучшение технологической структуры производства в черной металлургии с целью повышения качества и увеличения выпуска эффективных видов продукции; опережающий рост сырьевой базы, важный в условиях потери ряда источников сырья после распада СССР (железная руда, марганец и т. д.), более полное использование металлолома; сдерживание развития мощностей черной металлургии полного цикла и энергоемкой цветной металлургии в районах, дефицитных по топливу, электроэнергии, воде и экологически уязвимых, приоритетное развитие этих мощностей в Сибири; экологическое оздоровление металлургических центров.

Комплекс лесостроительных материалов - совершенствование лесопользования и деревопереработки с максимальной утилизацией отходов лесоухода, производства и повышением эффективности использования древесного сырья, в чем Россия отстает от Запада в 4-6 раз.

В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья. Одна из ключевых проблем -удешевление тошшвно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей.

Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России. Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Еще статьи по теме

Африка Африка, второй по величине из семи континентов, площадью приблизительно 30330000 кв. км, включая прилегающие острова, что составляет приблизительно 22 процента от всей площади земной поверхности. В 1990 приблизительно 12 процентов всего н ...

Особенности социально-экономического развития стран Балтии К государствам Балтии относятся Литва, Латвия, Эстония - три суверенных республики, образовавшихся в 1990г на месте бывших прибалтийских республик СССР. Это небольшие по площади и численности населения страны, которые сразу же после провоз ...