Рекреационная география

Внутреннее строение и рельеф Земли

Ресурсы гор

Оценка горных ресурсов для разных типов рекреационного освоения зависит в основном от сложности проведения тех или иных форм спортивной (альпинистской, туристской) деятельности и оздоровительных занятий, причем спортивные и оздоровительные типы рекреационной деятельности разграничиваются в горах более жестко, чем на равнинах. В этом заключается существенное различие в приемах принятых для рекреационной оценки природных ресурсов горных и равнинных территорий. Как известно, при рекреационной оценке природных ресурсов равнин акцент делается на факторах природно-климатической и эстетической комфортности. В горах же, где фактически все ландшафты отличаются высокими эстетическими качествами, сочетания сложных условий (большие абсолютные и относительные высоты, крутосклонный рельеф, различные формы оледенения и др.) расцениваются как положительное качество горных ресурсов, повышающие их рекреационную ценность. По этим признакам разработаны методы классифицирования горных ресурсов для альпинизма, туризма, горнолыжного спорта и других типов рекреационного использования горных территорий, составлены шкалы оценки ресурсов по категориям сложности.

Горы обладают самыми разнообразными возможностями для проведения туристских походов, как оздоровительных, так и спортивных разных категорий сложности, связанных с преодолением перевалов – осыпных, скальных, снежных, ледяных, ледопадных. Горные походы охватывают все высотные зоны – от низкогорий до высокогорий, но наиболее интересна в спортивном отношении нивально-гляциальная зона. На категорию горно-туристских маршрутов влияет техническая сложность, их протяженность, абсолютная высота, заснеженность и оледенение, количество ночевок на маршруте, климатические условия и жесткость погоды. Установление категории маршрутов (как и вершин по сложности альпинистских восхождений) удобно для оценки горных ресурсов туризма. Каждой категории горно-туристской классификации соответствуют свои условия рельефа и погоды. 1А – маршрут используется как панорамный, имеются тропы, характерно отсутствие альпинистских трудностей, поход проходит без ночевок и биваков; 1Б – тропы прерываются на скалах и ледниках; 2А – Б – скальные и снежно-ледовые склоны (30-40°), характерны ледопады, разорванные трещинами ледники необходимо применение кошек, страховки, ночевки бывают и в ледниковой зоне; 3А-Б – крутые (до 60°) снежно-ледовые скальные склоны большой протяженности, холодные ночевки на снегу и в снежных пещерах.

Классификации сложности путешествий существуют для различных подтипов туризма как равнинного, так и горного пешеходного, водного, лыжного, спелеологического. Причем для разных подтипов введено от трех до пяти категорий. Так, например, сложность лыжного путешествия и на равнинной местности, и в горах определяется протяженностью пути, наличием естественных препятствий, прохождением маршрута севернее (на равнине) или выше (в горах) границы леса, высоты снежного покрова (оптимально - 40 см), количеством полевых ночлегов. Но для горного туризма важны также ещё дополнительные критерии протяженности маршрутов: для 1 категории – 100 км, для 5 – 180 км; общее количество перевалов определенной сложности.

Природные и социально-экономические ресурсы горных систем Советского Союза для развития пешего и горнолыжного туризма учтены еще не полностью. Так, например, на Кавказе, Памире Тянь-Шане, Алтае, в Фанских горах имеются классифицированные перевалы, а на Урале, в Забайкалье, в горах Северо-Востока и Дальнего Востока почти нет. Это свидетельствует о том, что последние еще мало изучены и не оценены с точки зрения организации горно-туристских маршрутов. Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Северный экономический район Состав района (6 субъектов федерации): - Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. ...

Озера Кавказа Данная курсовая работа посвящена изучению озер Кавказа, различий их по происхождению, их ресурсов и использования. Объектом настоящей курсовой работы является озера Кавказа Цель курсовой работы: изучение озер Кавказа, их различий по ...