Рекреационная география

Внутреннее строение и рельеф Земли

Транспортные пути – историческая ценность Северного Ледовитого океана

Главное препятствие для прохода судов — лед. Продолжительность навигации — лишь 2-4 месяца в год (на отдельных участках дольше, но с помощью ледоколов). Однако несмотря на это, несомненно, судоходство по Северному морскому пути является довольно выгодным мероприятием для российских судов, по сравнению с их проводкой по морскому пути через Суэцкий канал, протяженность которого более чем в два раза превышает протяженность Северного морского пути.

Россия и сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка. По сравнению с 80-ми годами объём перевозок по Северному морскому пути снизился примерно в 5-6 раз с 6-8 миллионов тонн грузов в год. Международный транзит исчисляется примерно 200 тысячами тонн в год.

Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.

Вторым важнейшим транспортным путем Северного Ледовитого океана является Северо-Западный проход

(Приложение 3) – от англ. Northwest Passage. Это морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. Северо-Западный проход соединяет Атлантический и Тихий океаны. Различные острова архипелага отделены друг от друга и от канадского побережья группой арктических водных путей, которые имеют собирательное название Северо-Западные пути. Впервые проход был исследован Руалем Амундсеном в 1903-1906 гг.

В сентябре 2007 года Европейское космическое агентство заявило, что область арктического морского льда сократилась до минимального уровня за промежуток около 30 лет спутниковых наблюдений, что сделало северо-западный проход судоходным. Канадское правительство заявило о том, что этот проход входит в территориальный воды Канады, что, впрочем, неоднозначно принимается международным сообществом и может затруднить будущее международное судоходство.

Таким образом, с экономической точки зрения воды Северного Ледовитого океана приобрели свою значимость уже в начале XX века, когда стали осуществляться постоянные проводки кораблей с помощью ледоколов по Северному морскому пути. Чуть позднее такую же значимость с экономической точки зрения приобрела и вторая транспортная нить – Северо-Западный путь, который стал судоходным благодаря процессу таяния ледников в последнее время.

Однако, если в отношении Северного морского пути в мировом сообществе все ясно и споров о его вхождении в территориальные воды Российской Федерации не возникает, то Северо-Западный путь остается предметов жарких дискуссий в мировом сообществе и его судьбу еще предстоит решить.

Вторым вопросом мирового масштаба в отношении вод Северного Ледовитого океана в настоящее время является раздел его шельфа

на зоны влияния государств, граничащих с водами этой акватории.

Шельф (англ. shelf), континентальный шельф, материковая отмель, выровненная часть подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением (Приложение 4).

Соперничество за арктический шельф разворачивается между восемью прибрежными государствами региона – США, Россией, Канадой, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией, которая контролирует Гренландию. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи по теме

Озёра Японии Япония слывет одной из самых загадочных и экзотических стран мира. Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает наше воображение своей экзотикой. И визит в эту таинственную страну не рассеет сложившийся миф. «Я побывал в волшеб ...

География Японии Солнце всходит на востоке, приносит счастья людям, так и Япония, которую называют страной "восходящего солнца". Япония это страна с великой историей, начиная с самых древнейших времен и интереснейшими традициями, бытом и культур ...