Рекреационная география

Внутреннее строение и рельеф Земли

Транспортные пути – историческая ценность Северного Ледовитого океана

В настоящее время эта проблема практически решена – стали возможным проведение таких работ на глубинах до 6000 метров, что стало причиной возникновения международных споров по поводу деления водных территорий Северного Ледовитого океана, который в свете возрастания цен на энергоносители становится все более значимым регионом на Земле, где расположены огромные неразработанные залежи нефти и природного газа.

Характерно, что даже прибрежная морская зона появилась только в начале XX века. Сначала трехмильная. После Второй мировой войны – 12-мильная. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года, все открытые и могущие быть открытыми земли и острова в полярном секторе (от границы с Норвегией до полюса и от полюса до восточной оконечности СССР) были объявлены собственностью СССР. Принадлежность морских пространств в те времена никого не интересовала.

Конвенция ООН по морскому праву закрепляет суверенитет прибрежных стран над территориальным морем и исключительными экономическими зонами (ИЭЗ). Граница территориального моря установлена в 12 морских милях (1 морская миля – 1,852 км), а ИЭЗ – в 200 морских милях от береговой линии. Конвенция предоставляет прибрежным государствам также право контроля над континентальным морским шельфом, являющимся «естественным продолжением» его территории.

В своей ИЭЗ страна имеет эксклюзивное право на добычу природных ресурсов (например, рыбы и других морепродуктов), а контроль над шельфом дает ей такое же право на разработку минеральных ресурсов морского дна. Статья 76 конвенции автоматически устанавливает границы шельфа в 200 морских милях, то есть границы ИЭЗ и шельфа в этом случае совпадают.

Однако в той же статье есть важное уточнение: государство имеет право претендовать на шельф, простирающийся за 200-мильную границу. Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган – Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Если заявку признают обоснованной, то государство может расширить границы шельфа. В этом случае расширяется именно континентальный шельф, а не ИЭЗ: за 200-мильной зоной прибрежное государство имеет право регулировать добычу минеральных ресурсов, но не может ограничивать права третьих стран на рыболовный промысел.

Пока ни одна страна мира не получила от Комиссии ООН права на владение шельфом, выходящим за пределы 200 морских миль. Желающим расширить свои морские владения странам отведен определенный срок: тем, кто присоединился к конвенции до 13 мая 1999 года (как Россия), следует подать заявку до 13 мая 2009 года. Другим странам предоставляется срок 10 лет с момента ратификации конвенции. Норвегия присоединилась к конвенции в декабре 2006 года, Канада – в ноябре 2003 года, Дания – в ноябре 2004 года, а США документ вообще не ратифицировали, игнорируя тем самым нормы международного права (как и с Киотским протоколом).

- Прорыв совершила рыбка анчоус, - рассказывает замдиректора Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН Михаил ФЛИНТ. – До 1972 года страны Чили и Перу добывали у своих берегов 12,7 миллионов метрических тонн рыбы в год – более половины мировой рыбалки. Анчоус крепил половину экономики этих стран. Прошедший в 1972 году феномен Ильниньо уничтожил популяцию анчоуса подчистую. Чтобы выжить, Чили и Перу объявили 200 мильную зону в океане – своей. Мотивировав тем, что весь планктон образуется возле берегов. И вся рыба, живущая перуанским планктоном принадлежит Перу. Через год собралась Комиссия ООН. Аргументацию Чили и Перу признали правомочной. Всем прибрежным странам так же присвоили 200-мильные экономические (порядка 350 километров) зоны. И 12-мильные политические. 9 лет ушло на подготовку документации и юридической базы. В 1982 году была подписана современная «Конвенция ООН по морскому праву». Сначала ряд прибрежных стран даже протестовали. 200-мильная зона воспринималась как пустая ответственность. Ведь биологические богатства океана сосредоточены на шельфе и склоне. Над глубоководной впадиной – пелагиалью – их меньше. Отношение изменилось, когда технологии позволили добывать в океане нефть. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи по теме

Основные тенденции развития итальянской экономики с 90-х годов и до сегодняшнего времени Италия — морская страна. В государстве отсутствуют территории, отдаленные больше чем на 120 км от моря. Издавна Сицилия и Апеннинский п-ов были соединительными звеньями между Европой и Африкой. Почти 4/5 поверхности страны занимают гор ...

Народонаселение Финляндии Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий. Оно характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, ...